В рамках выполнения государственного контракта ОАК, компании «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС) и «ОАК-Закупки» построили два борта специального назначения на базе самолёта RRJ‑95LR‑100. Они предназначены для решения задач Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Салон самолета SSJ100 с четырьмя
медицинскими модулями
Фото (с) пресс-служба ОАО Гражданские самолёты Сухого

В сентябре 2014 года ОАК заключила два государственных контракта с МЧС России на поставку двух воздушных пунктов управления (ВПУ) на базе самолётов RRJ‑95LR‑100. Один из самолётов («с медико-эвакуационными функциями») согласно техническому заданию должен был обеспечивать перевозку до 58 пассажиров в пассажирском варианте или, в медико-эвакуационном варианте, до четырех пострадавших на медицинских модулях и группу сопровождающих их врачей.

 

Второй самолёт («с многопрофильными функциями») в большей степени предназначался для использования его именно в качестве пункта управления, но техническое задание также предусматривало установку двух медицинских модулей для эвакуации пострадавших. В пассажирском варианте этот самолёт должен был иметь только 19 пассажирских мест, но, зато, более комфортные условия для работы оперативного штаба. Кроме специальных конвертируемых салонов и медицинского оборудования оба самолёта должны были быть оснащены специальным поисковым оборудованием, спутниковой телефонной и видеоконференцсвязью, аппаратурой контроля радиационной обстановки.

У компании ГСС к тому моменту уже был опыт создания лайнеров с VIP салоном. Однако установить медицинское, специальное поисковое оборудование и систему спутниковой связи предстояло впервые. Для реализации проекта была создана кооперация:

  • ОАК — заключение и исполнение госконтракта, общая координация работ по проекту;
  • ГСС — головной исполнитель по проекту (изготовление «зеленых» самолетов, монтаж спецоборудования на них, конструкторское сопровождение разработки и монтажа специнтерьеров пассажирских салонов и медицинского оборудования, проведение наземных и летных испытаний и сертификация всех внедренных изменений);
  • компания «ОАК-Закупки» — заключение и управление контрактами с поставщиками оборудования.
Читайте также  Turkmenistan Airlines получила новый бизнес-джет от Boeing

Для разработки, поставки и установки элементов интерьера пассажирской кабины была выбрана компания «ВЕМИНА Авиапрестиж». Медицинские модули были разработаны и изготовлены отечественной компанией «Высота», которая имеет успешный опыт выполнения такого рода работ, а также специализируется на техническом обслуживании самолётных медицинских модулей.

Разработчиком и изготовителем поискового оборудования выступила компания «ЭЛСИ» из Великого Новгорода, а в качестве разработчика и поставщика спутниковой связи и видеоконференцсвязи была привлечена российская компания «СТЭККОМ».

Современные медицинские модули, установленные на самолёты RRJ‑95, предназначены для эвакуации носилочных пострадавших, непрерывного мониторинга их состояния, поддержания жизненно важных функций организма и оказания «тяжёлым» пациентам реанимационной помощи непосредственно на борту самолёта. В состав медицинских модулей входит необходимое для проведения первичных реанимационных мероприятий оборудование, которое может работать от наземных, бортовых источников электроэнергии и в автономном режиме.

Просторный салон RRJ‑95 предоставляет возможность компактно и удобно разместить специальные медицинские модули и крупногабаритное медицинское оборудование одновременно по правому и левому
бортам самолёта, что значительно облегчает работу медиков при оказании экстренной медицинской помощи во время полёта. Вместительное багажное отделение позволяет единовременно перевозить целевые грузы, медицинское оборудование и специальное подъёмное оборудование, предназначенное для автоматизированного подъёма пострадавших на борт.

Самолёты являются мобильными пунктами управления, оснащёнными современными системами спутниковой связи, обеспечивающими бесперебойную телефонную и видеоконференцсвязь для контроля, координации и взаимодействия сил специального реагирования во время аварийно-спасательных работ.

Воздушные пункты управления позволяют осуществлять поиск очагов пожаров, а также обнаружение, идентификацию и определение координат наземных и надводных объектов, посредством специального поискового бортового оборудования, управляемого с рабочего места оператора в пассажирской кабине.

Самолёты SSJ 100 могут эксплуатироваться в широком диапазоне температур, от –54°C до +45°C, в различных климатических зонах и сложных метеоусловиях. Высокая крейсерская скорость, улучшенный взлётные и посадочные характеристики, оперативная подготовка RRJ‑95 к вылету позволяют гибко использовать самолёты в различных регионах и поддерживать их в постоянной готовности к выполнению спасательных рейсов.

Читайте также  Новейший российский вертолёт будет представлен на МАКС-2019

Учитывая тот факт, что и самолёт Sukhoi Superjet 100 (RRJ‑95), и специальное оборудование, обеспечивающее выполнение задач МЧС, являются российскими, большим преимуществом при их эксплуатации станет оперативность и доступность технического обслуживания.

На сегодняшний день на стадии реализации находятся нескольких контрактов с российскими и зарубежными заказчиками по поставкам самолётов Sukhoi Superjet 100 в бизнес версии.

(с) ОАК, журнал «Горизонты» № 1, 2016 (#9)