В сентябре 2014 года в ходе выставки JetExpo в Москве впервые был представлен самолёт SSJ 100 в VIP-версии. Это первая машина, выпущенная в рамках программы бизнес-авиации на основе Sukhoi Superjet 100. Заказчиком выставлявшегося на аэродроме Внуково самолёта SSJ 100 (бортовой номер RA-89053, серийный 95009) являлся Рособоронэкспорт, сейчас лайнер эксплуатируется в авиакомпании РусДжет.

SSJ 100 RA-89053 с VIP-компоновкой салона и в ливрее Рособоронэкспорта, фото (с) Михаила Полякова, RussianPlanes.net

Потребность мирового рынка на ближайшие 20 лет в сегменте Large Corporate Airliners, куда вместе с самолётом SSJ 100 входят самолёты ACJ (компания Airbus), BBJ (компания Boeing) и Lineage 1000 (компания Embraer), может составить порядка 570 лайнеров, причем 65 из них приходятся на рынок России и стран СНГ.

 

Интерьер деловой зоны

По уровню комфорта самолёт сопоставим с большими бизнес-самолётами семейств BBJ (на основе лайнеров Boeing 737) и ACJ (на основе Airbus A318, Airbus A319 и Airbus A320), а по операционным расходам — с самолётами регионального класса, которые значительно уступают SSJ 100 по комфорту.

Тогда в ходе выставки председатель Совета директоров ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» Михаил Погосян отмечал, что при наличии спроса программа производства может составить три-четыре самолёта в год. Максимальный объём мировых поставок в сегменте Large Corporate Airliners составляет 23–28 самолётов в год.

Интерьер лаунж зоны

Проект Sukhoi Business Jet реализуется поэтапно

На первом этапе оценивается рынок и уже создана VIP-версия на базе серийного самолёта (принадлежит Рособоронэкспорту) версии «basic», который эксплуатируется в а/к «РусДжет». Этот лайнер отличается повышенным комфортом в пассажирском салоне, достигаемым за счёт создания VIP-интерьера, обеспечения повышенного уровня обслуживания и наличия мультимедийных систем на борту. Всё это позволяет в полёте как работать, так и отдыхать.

Читайте также  Airbus и Boeing предсказывают будущее

На втором этапе планируется постепенно внедрить отдельные технические решения в соответствии с пожеланиями конкретных заказчиков, например душевые кабины, бортовой трап, спутниковую связь, бортовые системы и другие опции. Кроме того, на данном этапе ожидается установка дополнительных топливных баков и законцовок крыла (вероятно пока только для версии SSJ 100LR).

Постепенное внедрение технических решений позволит создать в дальнейшем оптимальный облик самолёта Sukhoi Business Jet и получить обратную связь от клиентов.

Интерьер спальной зоны

Наконец, на третьем этапе будет реализован проект Sukhoi Business Jet с полным внедрением технических решений, которые были положительно приняты рынком на втором этапе, при этом самолёт будет предлагаться в трёх возможных компоновках — VIP, Corporate и Government. Все варианты могут быть оборудованы отдельным кабинетом, конференц-залом и комнатами для сопровождающих лиц.

В конце ноября 2014 года Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета подтвердил возможность установки на самолет Sukhoi Superjet 100 интерьера пассажирской кабины повышенной комфортности.

Одобрение главного изменения типовой конструкции самолета Sukhoi Superjet 100, выданное АР МАК, подтвердило возможность безопасного выполнения полетов на данном типе воздушного судна в предъявленной на сертификацию VIP компоновке.

Сейчас ведется работа по усовершенствованию топливной системы лайнера. К концу 2016 года планируется сертифицировать эти доработки. В результате, после установки дополнительных топливных баков дальность полета лайнера Sukhoi Business Jet составит около 8 тыс. километров.

* * *

Подготовкой интерьера самолёта Sukhoi Business Jet занималась российская компания «Аэростайл». Генеральный директор Ильгиз Нафиков делится впечатлениями от реализованного проекта.

— Какой опыт по созданию интерьеров самолётов у компании «Аэростайл»?

— Наша компания реализовала более двадцати проектов по оснащению интерьера самолётов разных типов и моделей для самых разных заказчиков. Мы делали работы для борта корпорации «Иркут», ряда компаний нефтегазового сектора, министерства обороны.

Читайте также  Uzbekistan Airways

— Это была ваша первая работа с ГСС?

— Опыт работы с «Гражданскими самолетами Сухого» ранее у нас уже был. Мы проектировали интерьер кабины пилотов SSJ 100. Продолжение знакомства с самолётом, работа над созданием салона бизнес-самолёта на его базе оказались очень интересными. Одна из особенностей самолёта — он полностью спроектирован в цифре. Здесь практически нет лишнего веса, компоновка лайнера подобрана очень точно. Поэтому даже при работе с мелочами в интерьере учёт любых изменений требовал особого внимания.

— В чём была особенность работы над салоном бизнес-версии SSJ 100?

— Для отделки салона мы использовали большую долю композиционных материалов по сравнению с традиционными бортами. Доля композитов при формировании салона — до 70-80%. Цифровое проектирование позволило быстрее изготавливать и «подгонять» сложные крупногабаритные детали с двойной кривизной.

* * *

Одним из заказчиков региональных самолётов Sukhoi Superjet 100 в VIP-комплектации являются королевские военно-воздушные силы Таиланда. В 2013 году Таиланд подписал контракт на покупку в России двух среднемагистральных самолётов Sukhoi Superjet 100 для нужд королевского двора. В августе 2014 года был подписан договор ещё на один борт. Поставка первого лайнера (заводской номер 95093) ожидается в 2016 году, второго и третьего — в 2017.

По материалам ОАК, ТАСС, Реестра SSJ 100, JetExpo.ru